Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Спецкурс/спецсеминар к.п.н., ст. преп. Фадеевой Виктории Александровны
(2023-2024)
«ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ И СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Уровень высшего образования: бакалавриат, магистратура
Направление подготовки (специальность): 45.03.02, 45.04.02 «Лингвистика» Направленность (профиль) ОПОП: Теория и методика преподавания иностранных языков (бакалавриат); «Теория обучения иностранным языкам» (магистратура)
Курс является ответом на вызовы глобальной цифровизации и широкого/повсеместного внедрения онлайн-обучения и нацелен на обеспечение сбалансированной системной теоретической и практико-ориентированной подготовки преподавателей-тьюторов, работающих в условиях цифровизации лингвистического образования. Рассматривается основной арсенал тьюторских приемов, направленных на оказание когнитивной и эмоциональной поддержки как в плане социализации, вовлечение учащихся в обучение в сотрудничестве, так и индивидуализации обучения. Акцентирует роли и компетенции тьютора, приемы, стратегии и методы, применяемые им для индивидуализации и оптимизации дистанционного и смешанного обучения.
Тематика курса:
● предпосылки возникновения и история тьюторства в зарубежном и отечественном образовании;
● политико-организационные условия распространения тьюторства в современной российской школе;
● категориально-понятийный аппарат тьюторства;
● тьютор как профессия и тьютор как позиция педагога;
● методологические основы формирования культуры профессионального мышления педагога-тьютора;
● компетентностный подход в тьюторстве;
● характеристика инвариантных функций педагога-тьютора;
● специфика тьюторского сопровождения лингвистического образования в контексте его цифровизации;
● основные схемы, формы и методы тьюторского сопровождения в дистанционном и смешанном обучении иностранному языку;
● планирование карьеры педагога-тьютора в системе открытого образования;
● этические вопросы работы педагога-тьютора.
Способы взаимодействия: очные занятия, эл. почта, групповые чаты, ЭИОС курса.
Формы промежуточного контроля – выступления студентов по теме исследования, итоговая форма – зачет и курсовая работа; у студентов последних курсов – зачет и выпускная квалификационная работа/магистерская диссертация.
Курс ведется на русском языке.
Запись на спецкурс и спецсеминар производится по ссылке, а также:
Спецкурс/спецсеминар к.п.н., ст. преп. Фадеевой Виктории Александровны
(2021-2022)
«ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ВЕБ-СЕРВИСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
Уровень высшего образования: бакалавриат, магистратура
Направление подготовки (специальность): 45.03.02, 45.04.02 «Лингвистика» Направленность (профиль) ОПОП: Теория и методика преподавания иностранных языков (бакалавриат); «Теория обучения иностранным языкам» (магистратура)
Цель: формирование и развитие информационно-коммуникационной компетенции будущих преподавателей иностранного (английского) языка, способствующей их успешной профессиональной самореализации как активных пользователей ИКТ, умеющих интегрировать существующие Интернет-ресурсы в практику преподавания и самостоятельно создавать авторские учебные материалы на основе ИКТ - с учетом их методической целесообразности - для оптимизации процесса обучения.
Задачи:
● познакомить с дидактическими свойствами и возможностями сервисов Веб 2.0, приложений Интернет, образовательных Интернет-платформ, систем управления обучением для практики преподавания иностранного языка, с дидактическими принципами обучения ИЯ на основе ИКТ и условиями интеграции ИКТ в процесс обучения ИЯ, с моделями смешанного обучения ИЯ;
● научить проводить оценку дидактической ценности современных веб-сервисов и ресурсов Интернет, (вики, сервисов для создания Интернет-опросов и тестов, блогов, аудио-форумов, сервисов Гугл, аутентичных и образовательных веб-сайтов для обучения английскому языку, интерактивных материалов для использования в классе) для формирования и развития языковых навыков и речевых умений обучающихся и решать задачи по оптимизации обучения ИЯ с помощью рассматриваемых в курсе ИКТ;
● научить создавать авторские учебные веб-продукты, отвечающие задачам конкретного этапа обучения, урока или цикла уроков в дистанционной или смешанной форме с целью их внедрения в процесс обучения иностранному языку;
● обеспечить условия для естественного освоения средств ИКТ, и в частности, технологий Web 2.0 в ходе курса практических занятий, во время которых слушатели работают непосредственно в рассматриваемых сервисах и платформах в онлайн режиме, поэтапно овладевая технологией работы в каждом из них;
● сформировать профессиональную компетенцию преподавателя иностранного языка как активного пользователя ИКТ.
Тематика курса:
● дидактические принципы обучения ИЯ на основе ИКТ;
● условия интеграции ИКТ в процесс обучения ИЯ,
● смешанное обучение как форма реализации учебного процесса в современном языковом вузе,
● критерии разграничения смешанного обучения и обучения с поддержкой ИКТ,
● модели смешанного обучения ИЯ,
● обзор ИКТ, использующихся в смешанном обучении ИЯ,
● дидактический потенциал веб-сервисов и образовательных платформ.
Способы взаимодействия: очные занятия, эл.почта, групповые чаты, виртуальная образовательная среда.
Формы промежуточного контроля – выступления студентов по теме исследования, итоговая форма – зачет и курсовая работа; у студентов последних курсов – зачет и выпускная квалификационная работа/магистерская диссертация.
Запись на спецкурс и спецсеминар производится на кафедре лингвистики и информационных технологий (комн. 417 с 11.00 до 16.00), по телефону +7 (499) 783 02 16, а также по электронной почте vickyfadeeva@gmail.com (Фадеева Виктория Александровна)