Факультет иностранных языков
 

Научная жизнь на факультете

Сегодня на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ работают 32 доктора наук и 129 кандидатов наук.

В 2020 г. научно-исследовательская работа на факультете проводится главным образом в рамках 5 приоритетных направлений и 18 тем:


Лингвистика, перевод и межкультурная коммуникация (про. Г.Г. Молчанова)


Теория и методика преподавания иностранных языков (проф. С.Г. Тер-Минасова)

  • Иноязычное образование в поликультурном мире - проф. С.Г. Тер-Минасова
  • Методика обучения иностранным языкам для специальных целей в системе университетского образования - доц. А.П. Авраменко
  • Учебно-методическое обеспечение обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе (средняя и старшая ступени) и оценивания достигнутых результатов (олимпиады всех трёх уровней, ОГЭ, ЕГЭ) - проф. Г.И. Бубнова

Информатизация лингвистического образования (проф. А.Л. Назаренко)

  • Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации – проф. А.Л. Назаренко
  • Цифровые технологии в поликультурном обучении иностранным языкам – проф. С.В. Титова
Региональные исследования и международные отношения (проф. А.В. Павловская)

  • Актуальные проблемы социокультурного регионоведения и проблемы взаимодействия культур России и Запада – проф. А.В. Павловская 
  • Регионоведение Германии – проф. В.В. Захаров
  • Регионоведение Италии – проф. Д.А. Шевлякова

Теория и история культуры (проф. И.В. Моклецова)



Результаты научных исследований сотрудников факультета находят свое воплощение в научных и научно-методических публикациях. Профессорами и преподавателями факультета издаются монографии, учебники и учебные пособия по иностранным языкам, регионоведению и культурологии, а также различные словари. 

В 2018 г. сотрудниками факультета были опубликованы 19 монографий. Были изданы 23 учебника и 53 учебных пособий, в том числе 17 грифованных. Опубликованы 692 научные статьи профессоров, преподавателей и аспирантов факультета по различным аспектам теории языка, теории и истории культуры, межкультурной коммуникации, регионоведения, теории и практики перевода - на материале русского, английского, французского, немецкого, испанского, итальянского и славянских языков и соответствующих культур, из которых 29   в зарубежных изданиях, 161 – в журналах из списка ВАК, 3 – в журналах из списков SCOPUS и WoS.

В 2019 году сотрудниками факультета были опубликованы 16 монографий, 686 научных статей, из которых 62 – в системах SCOPUS и WoS, 5 – в журналах Top-25. Члены коллектива также принимали участие в работе над коллективными монографиями. Всего было написано 21 глава в коллективных монографиях. Среднегодовое количество научных статей на одного ППС в 2019 году составило 3,46 статьи на человека.

Научно-методическая работа коллектива факультета воплотилась в издание 67 учебников и учебных пособий, из них 28 предназначены для школы, 42 – для ВУЗов; 7 единиц учебно-методической литературы рассчитаны на широкую аудиторию пользователей. Среди изданных учебников 10 имеют Гриф Минобрнауки, 4 – Гриф УМО/НМС, 2 – изданы по постановлению РИСО, 5 изданы за пределами России.

Силами профессоров и преподавателей факультета издается периодический научный журнал - «Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация». С 2012 года выпускается электронный журнал «Россия и Запад: диалог культур».



Монографии

Авраменко А.П. Методы проектирования онлайн-курсов. Издательские решения, 2019;
Акчурина А.Р. Н.М. Карамзин – журналист. М., ф-т журналистики МГУ, 2016; 
Голованивская М.К. Основы европейского мировоззрения. Екатеринбург, Ridero, 2019;
Голованивская М.К. Основы европейского мировоззрения по данным языка. Екатеринбург, Ridero, 2019;
Голованивская М.К. Основы европейского мировоззрения. Екатеринбург, Ridero, 2019;
Голованивская М.К. Основы европейского мировоззрения по данным языка. Екатеринбург, Ridero, 2019;
Едличко А.И. Интернациональная политическая лексика: генезис, развитие, современное состояние (лексикографический аспект). М., издательство МГУ, 2016; 
Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления М., КДУ, Добросвет, 2020;
Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления М., КДУ, Добросвет, 2020;
Епифанова В.В. (Малькова) Ассоциативный потенциал русских и немецких слов: эталоны устойчивых сравнений., М., Флинта, 2019;
Жбанкова Е.В. Физическая культура в России: появление понятия и особенности развития во второй половине XIX - первой трети ХХ вв. М., Университетская книга, 2016; 
Жбанкова Е.В. Танцевальный досуг Российской Империи в контексте национально-культурной идентичности., М., издательство Наука, 2019;
Жбанкова Е.В. Досуг по-советски: бальный танец и массовая пляска в рабочем клубе Моногр., М., издательство Наука, 2020;
Загрязкина Т.Ю. Франция и франкофония: язык, общество, культура, М., издательство МГУ, 2015;  
Захаров В.В., Уль М.
Захаров В.В., Уль М. Die Organisation des Massenmordes. Der Dienstkalender Heinrich Himmlers 1943 – 1945 / Hrsg. im Auftrag des Deutschen Historischen Instituts Moskau von M.Uhl, T.Pruschwitz, M.Holler, J.-L.Leleu und D.Pohl unter Mitarbeit von H.Eberle und W. Sacharow., Piper Verlag GmbH München, 2020;
Калуцков В.Н. в соавт. Теория и методология ландшафтного планирования.  М., Общество с ограниченной ответственностью Товарищество научных изданий КМК, 2019; 
Кириллова О.О. Сопоставительное изучение культурных и лингвистических связей Австралии и Великобритании, М., ООО РУСАЙНС, 2015; 
Кириллова О.О. Динамика развития системы образования в средних школах России и Австралии (от первопоселенческих школ к мировому лидерству). М., RuScience, 2016;
Комков О.А., В истолкованном мире. М., Lulu Press, 2019;
Под ред. Загрязкиной Т.Ю. Франкофония: рациональное и эмоциональное в развитии языков и культур. Выпуск 10, юбилейный сборник, М., ИД «Международные отношения», 2019;
Кульпина В.Г. Лингвистическая цветология: от истории к современности цветовых концептосфер. М., МАКС Пресс, 2019;
Кириллова О.О. Сопоставительное изучение культурных и лингвистических связей Австралии и Великобритании, М., ООО РУСАЙНС, 2015; 
Кириллова О.О. Динамика развития системы образования в средних школах России и Австралии (от первопоселенческих школ к мировому лидерству). М., RuScience, 2016;
Комков О.А., В истолкованном мире. М., Lulu Press, 2019;
Под ред. Загрязкиной Т.Ю. Франкофония: рациональное и эмоциональное в развитии языков и культур. Выпуск 10, юбилейный сборник, М., ИД «Международные отношения», 2019;
Кульпина В.Г. Лингвистическая цветология: от истории к современности цветовых концептосфер. М., МАКС Пресс, 2019;
Медведева Е.В. Сетевая коммуникация: особенности речевого общения в виртуальной среде, LAP Lambert, Германия, 2015;  
Лавинская О.В., Захаров В.В. Репатриация советских граждан с оккупированной территории Германии, 1944 – 1952. Сборник документов. Том 1. 1944-1946 гг., М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2019;
Левицкий А. Э., Кондаков А.И. Трудности англо-русского перевода в сфере локализации видеоигр. М., КДУ, Университетская книга, 2019; 
Милославский И.Г. Русский язык на каждый день и навсегда, М., КДУ, 2015; 
Павловская А.В. Кухня первобытного человека. Как еда сделала человека разумным, М., Ломоносов, 2015;
Милославский И.Г. Русский язык на каждый день и навсегда, М., КДУ, 2015; 
Павловская А.В. Кухня первобытного человека. Как еда сделала человека разумным, М., Ломоносов, 2015;
Павловская А.В., Шевлякова Д.А., Яйленко Е.В. и др.       Лики итальянского искусства Моногр., «Канон+» РООИ «Реабилитация», М., 2020;
Печатнова Е. Г. Франко-англо-русский словарь по логистике (включая синонимы, сокращения и аббревиатуры). М., ИД «Международные отношения», 2019;
Proshina Z. Global Intercultural Communication and Mediated Translation. Chapter 5 // Mediated Intercultural Communication in a Digital Age / Ed. by Ahmet Atay & Margaret U. D’Silva. London: Routledge, 2019; 
Прошина З.Г., Завьялова В.Л., Уютова Е.В. и др. Проблемы языкового образования и направления филологических исследований в высшей школе Дальнего Востока России. К 80-летию Л.П. Бондаренко и 120-летию Восточного института: монография, Флинта: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та Москва, Владивосток, 2019;
Руцинская И.И. Путеводитель как феномен массовой культуры. Образы российских регионов в провинциальных путеводителях второй половины XIX -- начала ХХ века. М., URSS, 2019; 
Руцинская И.И., Смирнова Г.Е. Региональные варианты социокультурных практик Моногр. М., Новое Время, 2020;
Титова С.В. Мобильная среда для обучения иностранным языкам. М., Эдитус, 2019;
Фидарова Ф.К. Германия: "от культурного национализма" к национал-социализму. М., Росспэн, 2016;
Хлебникова В.Б. Человек на Балканах: Особенности «новой» южнославянской государственности: Болгария, Сербия, Черногория, Королевство СХС в 1878–1920 гг. М., Институт славяноведения РАН, 2016;
Хлебникова В.Б. Черногория: феномен национальной государственности. 1878–1916 гг. М., Институт славяноведения РАН, 2016;
Руцинская И.И., Смирнова Г.Е. Региональные варианты социокультурных практик Моногр. М., Новое Время, 2020;
Титова С.В. Мобильная среда для обучения иностранным языкам. М., Эдитус, 2019;

Фидарова Ф.К. Германия: "от культурного национализма" к национал-социализму. М., Росспэн, 2016;
Хлебникова В.Б. Человек на Балканах: Особенности «новой» южнославянской государственности: Болгария, Сербия, Черногория, Королевство СХС в 1878–1920 гг. М., Институт славяноведения РАН, 2016;
Хлебникова В.Б. Черногория: феномен национальной государственности. 1878–1916 гг. М., Институт славяноведения РАН, 2016;

Руцинская И.И., Смирнова Г.Е. Региональные варианты социокультурных практик Моногр. М., Новое Время, 2020;
Титова С.В. Мобильная среда для обучения иностранным языкам. М., Эдитус, 2019;
Фидарова Ф.К. Германия: "от культурного национализма" к национал-социализму. М., Росспэн, 2016;
Хлебникова В.Б. Человек на Балканах: Особенности «новой» южнославянской государственности: Болгария, Сербия, Черногория, Королевство СХС в 1878–1920 гг. М., Институт славяноведения РАН, 2016;
Хлебникова В.Б. Черногория: феномен национальной государственности. 1878–1916 гг. М., Институт славяноведения РАН, 2016;
Чумакова А.А. Информационно-имиджевая политика России в 2000-2008 гг. М., Буки-Веди, 2016.


Учебники и учебные пособия

Опубликованные в 2015 – 2020 гг. вузовские учебники и учебные пособия в основном укладываются в традиционное для факультета направление – создание учебных материалов по основным европейским языкам и культурам для высшей школы, как для вузов языкового профиля, так и для широкого спектра неязыковых специальностей:

Аветисян Н.Г., Игнатов К.Ю. Английский язык для делового общения. Тесты, М., Кнорус, 2016;
Авраменко А.П., Соколова И.В. Essay на 5+ Учебное пособие, Издательские решения, 2019;
Авраменко А.П. Практикум по проектированию онлайн курсов, Учебное пособие, Издательские решения, 2020;
Алиханова И.А., Михеева Е.В. Сборник упражнений и тестов по английскому языку для подготовки к итоговому экзамену за курс бакалавриата. Пособие для студентов IV курса биологического факультета, М., ФИЯР МГУ, 2015;
Андрющенко Т.Я., Башкиров В.М. Наш немецкий. Учебное пособие для студентов Русско-германского института науки и культуры. М., Университетская книга, 2015; 
Базина Н.В., Сафонова В.В. Метро, троллейбус, трамвай - читай, используй, изучай (Общественный транспорт в России). Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный. М., НИЦ "Еврошкола", 2016;
Бубнова Г.И. Французский язык: контрольно-измерительные материалы. Методика составления тестовых заданий. (Методическое пособие для преподавателей вузов). СПб., Люмьер, 2015;
Бубнова Г.И., Тарасова А.Н. Практическая фонетика французского языка с элементами грамматики со звуковым приложением CD МР3. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М., Юрайт, 2015;
Бубнова Г.И. Аудиокурс к учебнику «Практическая фонетика французского языка с элементами грамматики» (МРЗ: Время звучания 9 ч.30 мин.), М., Юрайт, 2015;
Бубнова Г.И., Тарасова А.Н. Практическая фонетика французского языка с элементами грамматики со звуковым приложением CD МР3. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М., Юрайт, 2015;
Бубнова Г.И., Степанюк Ю.В. Тесты по французскому языку с алгоритмами выполнения.  СПб., Люмьер, 2018;
Бубнова Г.И. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2019/2020 учебном году. М., Министерство просвещения РФ, 2019;
Буэно T., Илларионова А. Разговорный итальянский для начинающих. Учебное пособие для вузов. М., АСТ, 2015;
Буэно Т., Грушевская Е.Г. Самоучитель итальянского языка + cd. М., АСТ, 2016;
Восканян С.К. Nine Types of Essays For Academic Purposes: Characteristics and Strategies. Учебно-методическое пособие по написанию эссе. М., ФИЯР МГУ, 2015;
Гарсиа К.А. Сборник текстов на французском языке для начинающих. Учебное пособие для студентов, изучающих французский язык как второй иностранный. М., МАКС Пресс, 2015;
Гиматдинова Е.Г., Гульцева И.В. ThePowerofAggressiveJournalism. М., Факультет журналистики МГУ, 2016;
Голованивская М.К. Большие чувства (33 деятеля русской литературы и культуры о том, как русские понимают те или иные чувства). М., Clever, 2016;
Горбачевская С.И. Мир немецкого языка. Австрия: учебное пособие по австрийскому лингвострановедению = Die Welt der deutschen Sprache. Österreich: Lehrbuch der österreichischen Landes- und Kulturkunde, Учебное пособие. М., издательство Наука, 2020;
Горбачевская С.И., Коренев А.А. Читаем австрийскую литературу: учебно-методическое пособие по домашнему чтению по книге Кристине Нёстлингер «Майский жук, лети!» (Christine Nöstlinger «Maikäfer, flieg!»), Учебное пособие. М., издательство Наука, 2020;
Грушевская Е.Г. Интенсивный курс итальянского языка для начинающих, Учебник. М., АСТ, 2020;
Гуманова Ю.Л., Королева-Мак-Ари В.А., Тихомирова Е.В. и др. Just English. Английский для Юристов. Введение в профессию. М., Русайнс, 2016;
Ермаков О.А. «Страноведение Германии. После ее объединения в 1990 году и до наших дней». М., ФИЯР МГУ, 2016;
Денисова О.Д. Comment lire vite et bien? Niveaux A1-A2+/ Учебное пособие по эффективному чтению для изучающих французский язык. М., ФИЯР МГУ, 2015;
Егорова О.А., Козлова О.Н., Кожарская Е.Э. Английский язык. Экология, почвоведение и природопользование. Учебное пособие для  академического бакалавриата. М., Юрайт, 2019;
Егорова О.А., Козлова О.Н., Кожарская Е.Э. Английский язык. Экология, почвоведение и природопользование. Учебное пособие для СПО. М., Юрайт, 2019;
Егорова О.А., Кожарская Е.Э., Козлова О.Н. Английский язык. Экология, почвоведение и природопользование Английский язык. Экология, почвоведение и природопользование: учебное пособие для вузов. Учебное пособие. М., Юрайт, 2020;
Егорова О.А., Козлова О.Н., Кожарская Е.Э. Английский язык. Экология, почвоведение и природопользование: учебное пособие для среднего профессионального образования. Учебное пособие. М., Юрайт, 2020;
Едличко А.И. Теоретическая фонетика немецкого языка. Учебно-методическое пособие для студентов лингвистических и филологических факультетов. М., МАКС Пресс, 2015;
Ермаков О.А. Немцы и русские. 1000 лет совместной истории. Учебно-методическое пособие для студентов факультета иностранных языков и регионоведения. М., ФИЯР МГУ, 2015;
Ермаков О.А. История и культура Германии. С древних времен и до ее объединения в 1990 году. Учебно-методическое пособие для студентов факультета иностранных языков и регионоведения. М., ФИЯР МГУ, 2015;
Жбанкова Е.В. Кино России. Учебное пособие. М., Университетская книга, 2015;
Загрязкина Т.Ю., Рудченко Л.С. Наша книга для чтения: читаем, говорим, пишем и играем по-французски. Учебное пособие. М., Университетская книга, 2020;
Иванова И.Е. Сербский язык. Начальный курс. М., ФИЯР МГУ, 2016;
Именитова И.П. Сomment vivent les Francais. М., ФИЯР МГУ, 2016;
Казанцева С.Ю. Soil Science English. Учебное пособие для студентов почвоведов и экологов. М., ФИЯР МГУ, 2015;
Калуцков В.Н. География России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М., Юрайт, 2015;
Калуцков В.Н. Культурная география России. Часть 1. Теоретический и специальный разделы. Учебное пособие. М., ФИЯР МГУ, 2016;
Карташева Н.В. Введение в историю русской культуры. Учебно-методическое пособие для студентов-культурологов. Литера, Ярославль, 2015;
Карташева Н.В. Культурология. Вводный курс: учебное пособие. М., Наука, 2018;
Карташева Н.В. Культурология. Пространственно-временные модели в истории культуры: учебно-методическое пособие. М., Университетская книга, 2019;
Кожарская Е.Э., Моргун Н.Л., Шевырдяева Л.Н. Английский язык для естественнонаучных направлений. М., Юрайт, 2016;
Кожарская Е.Э., Моргун Н.Л. Пособие по развитию навыков аудирования для студентов биологических специальностей (английский язык). М., ФИЯР МГУ, 2016;
Комарова А.И., Окс И.Ю. Английский язык: туризм и сервис. М., Кнорус, 2016;
Комков О.А. IMAGO HOMINIS: Концепции человека в истории европейской культуры. От античности к патристике. Учебное пособие для студентов и аспирантов по теории и истории культуры. М., 2015;
Комков О.А. IMAGO HOMINIS: образы человека в философии культуры XX – XXI вв Учебно-методическая литература; Учебное пособие. М., Lulu Press, 2020;
Коренева Е.В., Соколова В.М. "O P I N I Ó N" Учебное пособие по испанскому языку на материале статей аналитической колонки Артуро Переса-Реверте. М., Факультет журналистики МГУ, 2019;
Корчагина Е.Л. 100 очков вперёд. Тесты по русскому языку как иностранному. Повседневное общение. М., «Русский язык». Курсы, 2018;
Костюкова К.С., Павловская О.А., Тер-Минасова С.Г. Английский язык для начинающих (самоучитель). М., АСТ, 2015;
Крюкова О.А., Моисеева Д.П. Мир французского языка и культуры франкофонии. М., Тезаурус, 2016;
Лядский В.Г. Франция и французы. Учебное пособие для студентов-регионоведов. М.-Ярославль, Канцлер, 2015;
Лядский В.Г., Дегтярева И.И. Французский язык в современных письменных средствах массовой информации Учебник; Учебное пособие. М., Институт мировых цивилизаций, 2019;
Милославский И.Г. Современный русский язык. Культура речи и грамматика: Учебное пособие для академического бакалавриата. М., Юрайт, 2016;
Милославский И.Г. Современный русский язык. Культура речи и грамматика: Учебное пособие для академического бакалавриата.  М.,  Юрайт, 2019;
Милославский И.Г. Современный русский язык. Культура речи и грамматика. Учебное пособие. М., Юрайт, 2020;
Молчанова Г.Г., Сафонова В.В. и др. Сборник программ кандидатского экзамена по специальностям: 10.02.05, 10.02.04, 10.02.20, 24.00.01, 13.00.02. Под редакцией Г.Г. Молчановой и В.В. Сафоновой Учебно-методическая литература. М., НИЦ "Еврошкола", 2020;
Mурза A.Б., Aлферова T.Л. The American Presidency. Part 2 (1901-2015). English Reader for Students of Philosophy, Sociology, Economics and Political Science, М., МАКС Пресс, 2015;
Непомнящий А.А., Калиновский В.В., Хлебникова В.Б. Крым в русской исторической памяти. Учебно-методическое пособие для студентов вузов и научных работников. М., ИПО «У Никитских ворот», 2015;
Осипян Л.Г., Тканова А.В. Немецкий язык для излучающих туризм, географию и регионоведение (A2-B2) Учебно-методическая литература. М., Юрайт, 2019;
Павловская О.А., Тер-Минасова С.Г., Костюкова К.С. Английский язык. Полный курс Шаг за Шагом + CD. М., АСТ, 2016;
Перцев Е.М., Перцева З.Е., Криштоф Е.М., Яковлева И.О. Обсуждаем актуальные проблемы. Практикум по развитию речевых навыков по презентации проблемы и участию в дискуссии (на материалах англоязычной прессы). М., МАКС Пресс, 2015;
Петросян И.В. Дополнительные материалы к курсу английского языка: Модуль C1. II семестр. М., КДУ, 2016;
Полубиченко Л.В. Грамматические аспекты перевода, М., ФИЯР МГУ, 2016;
Прошина З.Г. Теория перевода Учебное пособие. М., Юрайт, 2019;
Прошина З.Г. Межкультурная коммуникация: Английский язык и культура Восточной Азии - 2-е изд., испр. и доп., Учебное пособие. М., Юрайт, 2020;
Раевская М.М., Устимова Ж.Б. Испанский язык (самоучитель продвинутого уровня). М., АСТ, 2015;
Раевская М.М., Ковригина А.И. Базовый курс испанского языка. М., АСТ, 2016;
Ростова Е.Г. Лингвокраеведческий словарь в учебном пособии «Край родной - моя Россия. Мой Краснодарский край» (Серия «Край родной - моя Россия»). М., АСТ, 2019; 
Ружицкий И.В., Елистратов В.С. Необычные рассказы о необычных музеях (русская культурная память): Пособие для иностранных учащихся, Учебное пособие. М., Русский язык: Курсы, 2020;
Сафонова В.В. Writing in English with Confidence: Учебное пособие по письменной речи (B2). М., НИЦ "Еврошкола", 2016;
Соколова В.М., Честных Н.Н. Литературная журналистика в испаноязычном мире. Пособие для студентов старших курсов бакалавриата, магистрантов и аспирантов факультета журналистики, изучающих испанский язык. М., Факультет журналистики МГУ, 2015;
Соколова В.М., Честных Н.Н. Мифы и легенды Мексики. М., Факультет журналистики МГУ, 2016;
Степенная Т.П., Лядский В.Г. Французский язык для изучающих экологию и рациональное природопользование. Grands problèmes de l’environnement Учебное пособие. М., Юрайт, 2019;
Суви М.С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка для студентов, изучающих испанский язык как второй иностранный. М., Спутник, 2015;
Тер-Минасова С.Г., Павловская О.А., Костюкова К.С. Базовый курс английского языка + CD. М., АСТ, 2016;
Ткаленко И.А. Пособие для обучения чтению на английском языке студентов факультета журналистики. М., Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2015;
Тканова А.В. Globale Problemfelder der Gegenwart. Themen zur wissenschaftlichen Diskussion im Unterricht. Учебное пособие по немецкому языку для студентов и аспирантов географического факультета. М., 2015;
Устимова Ж.Б., Вдовина Н.Г., Ильина Н.А. и др. Испанский язык для начинающих. SABER ESPANOL В 2 томах. Учебное пособие для академического бакалавриата. М., Юрайт, 2016;
Фидарова Ф.К.ReligionundReligionswissenschaft. Учебное пособие по немецкому языку для студентов-религиоведов. М., Университетская книга, 2015;
Хлебников М.И., Грушевская Е.Г. Итальянский язык. Карманный самоучитель. М., АСТ, 2016;
Хлебников М.И. Функционально-стилистические особенности итальянских глаголов (глагол Fare, местоименные глаголы) Учебное пособие. М., издательство "Перо", 2019;
Черезова Т.Л., Долтмурзиев Д.О., Афанасова В.В. и др. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЕДИКОВ. ENGLISH FOR MEDICAL STUDENTS. Учебник и практикум.1-е изд. - Сер. 66, 68 Профессиональное образование, Учебное пособие. М., Юрайт, 2020;
Чумакова А.А. Реферирование англоязычных текстов (учебное пособие). М., Буки-Веди, 2016;
Шевлякова Д.А., Буэно Т. Базовый курс итальянского языка. М., АСТ, 2016;
Шевлякова Д.А., Bueno Tommaso Популярный самоучитель итальянского языка Учебное пособие. М., АСТ, 2019;
Шевлякова Д.А., Буэно Т. Итальянский язык. Полный курс для начинающих Учебное пособие. М., АСТ, 2019;
Шевырдяева Л.Н.NaturallySpeaking. Учебное пособие по развитию навыков аудирования у студентов биологического факультета. М., ФИЯР МГУ, 2015.
Шевырдяева Л.Н. English for life sciences: Healthy lifestyle. Рабочая тетрадь по академическому английскому языку Учебное пособие. М., Университетская книга, 2020;
Штульберг А.М. Россия и русские в английской художественной литературе: образы и идеи (XVI - начало XX века). М., Ваш Формат, 2016.



Большая научно-исследовательская и научно-методическая работа коллектива факультета позволяет внести реальный вклад в развитие программы непрерывного образования «Школа – ВУЗ», что находит отражение в многочисленных публикациях:

Барсукова Е.А. Музыкальная культура США в вопросах и ответах: Пособие для изучающих английский язык (Musical Culture of the USA: tests). М., Ленанд, 2019;
Бубнова Г.И. Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку. Региональный этап, январь 2015. Заключительный этап, Смоленск, март-апрель 2015. (Олимпиадные задания, ключи, методическое сопровождение, аудиодиск). СПб., Люмьер, 2015;
Бубнова Г.И. Готовимся к олимпиаде по французскому языку. Школьный и муниципальный этапы. СПб., Люмьер, 2015;
Бубнова Г.И. Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2015/2016 учебного года по французскому языку. М., АПКиППРО, 2016;
Бубнова Г.И. Французский язык: контрольно-измерительные материалы. Методика составления тестовых заданий. СПб., Люмьер, 2015;
Бубнова Г.И. Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку 2019. СПб., Люмьер, 2019;
Бубнова Г.И., Денисова О.Д., Ратникова Е.И. и др. Французский язык. Сборник контрольных заданий. 7-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, Учебное пособие. М., Просвещение, 2020;
Бубнова Г.И., Денисова О.Д., Ратникова Е.И. и др. Французский язык. Сборник контрольных заданий. 9-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, Учебное пособие. М., Просвещение, 2020;
Бубнова Г.И., Денисова О.Д., Ратникова Е.И. и др. Французский язык. Сборник контрольных заданий. 5-6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, Учебное пособие. М., Просвещение, 2020;
Горбачевская С.И., Едличко А.И., Касаткин М.Л. Олимпиада школьников «Ломоносов» по немецкому языку (10–11 классы). Варианты олимпиадных заданий: учебное пособие [электронное издание], Учебное пособие. М., КДУ, Добросвет, 2020;
Едличко А.И., Яфаров Р.Х. Олимпиада школьников «Ломоносов» по немецкому языку (5–9 классы). Варианты олимпиадных заданий и дополнительные упражнения для самоподготовки: учебное пособие. М., Университетская книга, 2019;
Колесникова А.Н., Лебедева И.Л. Покори Воробьевы Горы: варианты олимпиадных заданий 2018-2019 по английскому языку с ответами, комментариями, методическими рекомендациями и критериями оценивания: учебное пособие для поступающих в вузы Учебное пособие. М., Университетская книга, 2019;
Корчагина Е.Л. Электронный учебник для школьников "Русский язык. 6 класс" Учебник. Авита Эстония, Таллинн, 2020;
Корчагина Е.Л. Электронное приложение "Русский язык. 7 класс". Учебник. Эстония, Таллинн, 2020;
Корчагина Е.Л. Электронное приложение ″Русский язык. 8 класс", учебная платформа для школ OPIQ. Учебник. Авита Эстония, Таллинн, 2020;
Корчагина Е.Л. Электронный учебник "Русский язык. 9 класс" учебная платформа для школ. Учебник. OPIQ, Эстония, 2020;
Курасовская Ю.Б., Борисова А.Ю., Городецкая Л.А., Зеленская Л.Л., Симкин В.Н., Симонян Т.А., Шварц Е.Д. Всероссийская Олимпиада. Английский язык. Выпуск 7. Задания школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов. С ответами и комментариями: учебное пособие. М., Университетская книга, 2016;
Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Кононова Е.В., Робустова В.В. Английский язык. 9 класс: учебник в 2 ч. М., Академкнига, 2015;
Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И. Английский язык. 2 кл.: учебник в 2 ч. М., Академкнига, 2016;
Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Сухина Е.И. Английский язык. 3 кл.: учебник в 2 ч. М., Академкнига, 2016;
Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Сухина Е.И., Собещанская Ю.О. Английский язык. 4 кл.: учебник в 2 ч. М., Академкнига, 2016;
Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Курасовская Ю.Б., Робустова В.В. Английский язык. 5 кл.: учебник в 2 ч. М., Академкнига, 2016;
Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Кутьина О.Г., Ясинская Ю.С. Английский язык. 6 кл.: учебник в 2 ч. М., Академкнига, 2016;
Тер-Минасова С.Г., Сухина Е.И., Обукаускайте Д.С. Поурочное планирование к учебнику английского языка. 4 кл.: учебно-методическое пособие. М., Академкнига/Учебник, 2016;
Тер-Минасова С.Г., Сухина Е.И., Обукаускайте Д.С. Поурочное планирование к учебнику английского языка: 2 кл. : учебно-методическое пособие. М., Академкнига/Учебник, 2016;
Тер-Минасова С.Г., Сухина Е.И., Обукаускайте Д.С. Поурочное планирование к учебнику английского языка: 3 кл. : учебно-методическое пособие. М., Академкнига/Учебник, 2016.  




Научные конференции 

Ежегодно факультетом проводится ряд международных, всероссийских и межвузовских конференций и научно-практических семинаров по темам, отражающим приоритетные направления научных исследований. В 2014 - 2017 году на факультете успешно проходят традиционные, регулярно проводимые научные конференции, из которых 6 в ранге международных:

  1. Секция «Иностранные языки и регионоведение» общеуниверситетской Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2016»;
    Секция «Лингвистика и межкультурная коммуникация» Ежегодной общеуниверситетской конференции
    «Ломоносовские чтения»;
  2. Международная междисциплинарная научно-практическая «Язык. Культура. Перевод. Коммуникация» (организатор - кафедра лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации);
  3. Международная конференция «Учитель, ученик, учебник» (организатор - теории преподавания иностранных языков);
  4. Международная научно-методическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации» (организатор - кафедра лингвистики и информационных технологий);
  5. Международная конференция «Россия и Запад: диалог культур» (организатор - кафедра региональных исследований);
  6. Международный симпозиум «Традиционная культура в современном мире. История еды и традиции питания народов мира» (организатор - кафедра региональных исследований);
  7. Международная конференция «Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения» (организатор - кафедра сравнительного изучения национальных литератур и культур);
  8. Факультетские мероприятия Всероссийского Фестиваля науки.

Языковыми кафедрами проводится ряд широкомасштабных межфакультетских студенческих учебно-практических конференций на иностранных языках, например:

1. Межфакультетская научно-практическая студенческая конференция на английском языке «Страна изучаемого языка в сфере гуманитарных наук» (организатор - кафедра английского языка для гуманитарных факультетов);
2. Форум для студентов и аспирантов, изучающих французский язык на гуманитарных и естественных факультетах «Франкофония 2016: наука и искусство»
(организатор - кафедра французского языка и культуры);
3. 
Научно-практический межфакультетский студенческий форум «Общество, наука и культура» (организатор - кафедра французского языка и культуры);
4. Ежегодная научно-практическая студенческая конференция на английском языке «Гуманитарные проблемы современного общества»
(организатор - кафедра английского языка для гуманитарных факультетов);
5. 
Межвузовская научная студенческая конференция «Региональные варианты массовой культуры» (организатор – кафедра региональных исследований);
6. 
Межфакультетская научно-практическая студенческая конференция на английском языке «Life Sciences in the 21st Century: Looking intо the Future» (организатор - кафедра английского языка для естественных факультетов);
7. 
Межфакультетская студенческая конференция в рамках ежегодного Ибер-американского фестиваля (организатор - кафедра испанского языка);
8. 
Ежегодный межфакультетский научно-практический студенческий форум «Философия. Филология. Культура. XXI век»(организатор - кафедра испанского языка);
9. 
Студенческий учебно-практический форум на иностранных языках (английском, французском, немецком, испанском) на тему «Международный опыт в изучении актуальных проблем современной географии» - 20-21 ноября; ответственный - зав. кафедрой иностранных языков для географического факультета);
10. 
Межкафедральный научно-практический семинар «Имагология в контексте гуманитарных дисциплин» (организатор – (организаторы - кафедра испанского языка и кафедра теории преподавания иностранных языков).

С 2006 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова ежегодно проходит Фестиваль науки, в проведении которого факультет принимает активное участие. Цели Фестиваля науки - популяризировать науку, объяснить обществу, чем она занимается, сколь важны ее результаты, что они могут и должны дать для повышения качества нашей жизни.



Научную деятельность на факультете ведут не только маститые профессора и доценты: студенты старших курсов, аспиранты, соискатели и молодые преподаватели также активно принимают участие в научной жизни факультета, делают свои первые шаги в научном мире, и в этом им помогает Совет молодых ученых факультета.

На факультете ведется большая научно-методическая работа по созданию концепций новых курсов и новых учебных программ. Ежегодно студентам факультета предлагаются уникальные спецкурсы и спецсеминары. Ученые факультета принимают участие в конкурсах научных проектов, получают гранты на проведение научных исследований, конференций и других мероприятий.

Факультет имеет договоры о международном сотрудничестве с 25 вузами Австралии, Австрии, Германии, Испании, Италии, Китая, Кореи, Новой Зеландии, США, Франции, Чехии и Японии, а также поддерживает постоянные научные и научно-педагогические контакты со многими вузами России, осуществляя совместные научные разработки и оказывая им помощь в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации.

На факультете функционируют специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертацийотдел аспирантуры и докторантуры факультета ведет подготовку аспирантов, докторантов и соискателей. Работают научные центры и лаборатории (центр по изучению взаимодействия культур, центр по изучению медиаречи, центр дистанционного образования, лаборатория языкового контроля).

По состоянию на  2020/ 2021 уч.г.  в аспирантуре факультета проходят подготовку более 50 выпускников вузов России из Москвы, Московской области,  Волгограда, Вологодской области, Калужской области, Крымской области, Курска, Липецка,  Махачкалы, Оренбурга, Петрозаводска, Саратова, Тольятти  и других областей и городов России. Кроме того, в аспирантуре факультета проходят обучение иностранные граждане. В настоящее время на факультете проходят подготовку аспиранты из Китая и Эквадора.

35 сотрудников факультета являются членами различных научных обществ, в том числе – международных и зарубежных. Профессор Милославский И.Г. является академиком Международной академии наук высшей школы.



Список публикаций
Объявления



Контактная информация

Научный отдел


Левицкий Андрей Эдуардович
заместитель декана по научной работе, доктор филологических наук, профессор

8 (495) 734 10 00
science&research@ffl.msu.ru

Грецкая Софья Сергеевна

ученый секретарь Ученого совета факультета, кандидат филологических наук, доцент

8 (495) 734 03 22


Соловьева Марина Валерьевна
заведующая отделом аспирантуры и докторантуры, ст. преподаватель

8 (495) 932 99 15 fl_postgrad@ffl.msu.ru

Загрязкина Татьяна Юрьевна
отв. секретарь редколлегии журнала «Вестник Московского университета Серия 19 – Лингвистика и межкультурная коммуникация»,  председатель РИСО, доктор филологических наук, профессор


8 (495) 734 03 10
tatiana_zagr@mail.ru

Краснослободцева Инесса Владимировна
редактор журнала «Вестник Московского университета Серия 19 – Лингвистика и межкультурная коммуникация»

 8 (916) 537 26 12

Авраменко Анна Петровна
председатель Совета молодых ученых факультета, кандидат педагогических наук, доцент


avram4ik@gmail.com

Колесникова Александра Николаевна
ответственный за систему «Истина», кандидат педагогических наук, доцент

8 (495) 734 02 80

alex_wd@mail.ru


Научная жизнь

Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова

119991, Россия, Москва, Ленинские горы 1, стр. 13 (IV гуманитарный корпус)


Деканат: dean@ffl.msu.ru

Редакция сайта: fflas-msu@yandex.ru



Режим работы ФИЯР
с понедельника по субботу
с 9:00 по 22:00


Режим работы административных отделов ФИЯР
с 10:00 по 17:00