Факультет иностранных языков
 

Экзаменационные вопросы по курсу «Русский язык и культура речи»

I часть
  1. Слово и фразеологизм в рецептивной и продуктивной речевой деятельности.
  2. Способы семантизации  слова и фразеологизма в рецепции. 
  3. Компонентный анализ как способ представления значения слова и фразеологизма.
  4. Многозначность слова и механизмы ее преодоления в рецептивной речевой деятельности. 
  5. Объективные и субъективные аспекты значения в слове и фразеологизме и ценность каждого из этих аспектов для рецепции и продукции. 
  6. Практика современных толковых словарей русского языка и ее адекватность решению задач рецептивной деятельности. 
  7. Обсудите 3-4 задачи изменения слова или фразеологизма на заданный номинативный семантический элемент.
  8. Обсудите 3-4 задачи изменения слова или фразеологизма на заданный субъективный элемент.
  9. Синонимия как явление, представляющее ценность для продуктивной речевой деятельности. 
  10. Гипо-гиперонимические отношения между словами, между словами и фразеологизмами и между фразеологизмами как явлением, представляющим ценность для рецептивной и для продуктивной речевой деятельности 
  11. Обсудите 3-4 задачи подчеркивания или затушевывания слова в предложении, решаемые с помощью конверсии. 
  12. Антонимические отношения в лексике и их ценность для рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
  13. Ограничения в сочетаемости слов, объяснимые и необъяснимые, и их важность для рецепции и продукции.
  14. Понятие лексической функции и его ценность  рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
  15. Типичные затруднения в процессе рецептивной и продуктивной речевой деятельности и лексикографические источники, позволяющие их преодолеть. 
II часть
  1. Типы соотношений между значением слова и суммой значений составляющих его морфов. 
  2. Обсудите 3-4 задачи несоответствия между значениями слова и суммой значений составляющих его морфов, словосочетания – и его частей, предложения – и его членов. 
  3. Обсудите 3-4 задачи преобразования имени на заданный семантический элемент, выражаемый словообразовательными средствами
  4. Обсудите 3-4 задачи преобразования глагола на заданный семантический элемент, выражаемый словообразовательными средствами.
  5. Что такое синтаксическая деривация, чем она отличается от других типов деривации и какую практическую ценность представляет. 
  6. Дайте определения корня, суффикса, окончания и аргументируйте эти определения. 
  7. Когда и зачем необходимо определять род существительного?
  8. Назовите 3-4 случая несоответствия между числом и грамматической характеристикой имени и количеством обозначенных предметов. 
  9. Каковы основные значения беспредложных падежных форм существительных 
  10. Приведите по 2-3 примера нестандартного обозначения каждого их участников ситуации (субъект, объект, адресат, орудие).
  11. Многозначность русских предлогов и значение этого обстоятельства для рецептивных и продуктивных речевых действий. 
  12. Назовите 3-4 случая несоответствия между временем как грамматической характеристикой глагола и временем обозначенного события. 
  13. Чем различаются глаголы совершенного и несовершенного вида и какое значение имеют эти различия для рецептивных и продуктивных речевых действий.
  14. Назовите 3-4 случая расхождения между наклонением глагола и модальностью обозначенного события. 
  15. Чем различаются формы действительного и страдательного залога глаголов и какое значение имеют эти различия для рецептивной и продуктивной речевой деятельности?
Напоминаю, что к экзамену будут допущены лишь те студенты, которые удовлетворительно выполнили обе домашние работы и написали два эссе.

Все 4 текста (проверенные и исправленные) необходимо принести с собой на экзамен. 

Желаю успехов!                         

И.Г. Милославский

Студенческая жизнь

mailservice.png

Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова

119234, Россия, Москва, Ленинские горы 1, стр. 13 (IV гуманитарный корпус)


Режим работы административных отделов ФИЯР
понедельник - пятница
10:00-17:00


Контактные данные приемной комиссии в 2023 году

Тел: +7 (925) 108-85-68
Email: pk@ffl.msu.ru
Еженедельные очные консультации
среда, 17:00-19:00, ауд. 213