Корчагина Елена Львовна
Выпускница филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Сфера научных интересов
-
методика преподавания русского языка как иностранного,
-
сертификационное тестирование по РКИ,
-
современные средства обучения,
-
учебники нового поколения,
-
электронные образовательные ресурсы по РКИ,
-
стереотипные представления о России и русских,
-
межкультурная коммуникация.
Тема кандидатской диссертации
«Формирование коммуникативной компетенции в чтении учебной литературы на начальном этапе» (научный руководитель – д.ф.н., проф. О.Д. Митрофанова, 1989)
Лекции
- Введение в специальность
- Методика преподавания РКИ
Семинары
- Практикум по русскому языку
- Практический русский язык
- Практика речевого общения
- Фонетика
Основные публикации
Учебники и учебные пособия, монографии
- «Приглашение в Россию 2.0 Наш адрес в интернете www.ru» (в соавторстве с Н.А. Козловцевой). Электронный учебник русского языка для школьников. Элементарный уровень (А1) Часть 1. Таллинн, AVITA, 2016 – 260 с.
- «Приглашение в Россию. Наш адрес www.ru».Учебник русского языка для детей школьного возраста. Уровень А1. Таллинн, AVITA, 2005.
- «Приглашение в Россию. Наш адрес www.ru».Рабочая тетрадь. Уровень А1. Таллинн, AVITA, 2005.
- «Приглашение в Россию. Наш адрес www.ru». Учебник русского языка для детей школьного возраста. Уровень А2 (базовый) (в двух частях). Таллинн, AVITA, 2008.
- «Приглашение в Россию. Наш адрес www.ru».Рабочая тетрадь Уровень А2 (базовый) (в двух частях). Таллинн, AVITA, 2008.
- «Приглашение в Россию». Элементарный практический курс русского языка (А1) (в соавторстве со Степановой Е.М.). М., Русский язык. Курсы, 2018. – 288 с.
- «Приглашение в Россию». Рабочая тетрадь. Аудиодиски. М., Русский язык. Курсы, 2013. – 191 с.
- «Приглашение в Россию. Базовый практический курс русского языка» (в соавторстве с Н.Д. Литвиновой). М., Русский язык. Курсы, 2004. – 290 с.
- «Приглашение в Россию. Рабочая тетрадь. Аудиодиски. Базовый уровень». М., Русский язык. Курсы, 2018. – 184 с.
- «Если вы пропустили занятие…». Русский язык самостоятельно. Для лиц, говорящих на итальянском языке (в соавторстве с С.Л. Нистратовой и О.И. Мурашовой). Estlandia, Рим, 2006. – 277 с.
- «Приглашение в Россию. Пропущенный урок». Учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы для лиц, говорящих на английском языке (в соавторстве с С.Л. Нистратовой и Т.В. Макаревич). М., Русский язык. Курсы, 2011 – 280 с.
- Русский язык: цель и результат. Тестовый практикум (в соавторстве). М., Икар, 1996.
- Русский язык: успешные старты – удачный финиш. Тестовый практикум по русскому языку как иностранному для школьников. Элементарный и базовый уровни. М., Русский язык. Курсы, 2010.
- State testing of Russian as a foreign language for foreign citizens and stateless persons for admission to the citizenship of the Russian Federation. The sample test on the Russian language. PFUR (в соавторстве). М., 2003.
- Русский язык: цель и результат. Тестовый практикум» (в соавторстве). М., Русский путь, 2003.
- Требования по русскому языку для граждан зарубежных стран. Пороговый уровень (в соавторстве). СПб., Златоуст, 2002.
- Пороговый уровень. Русский язык. Том I. Повседневное общение. Под ред. О.Д. Митрофановой. (Корчагина Е.Л. – предисловие, введение, главы 1, 4,7,8.11,12). Страсбург, Совет Европы Пресс, 1996. – 285 с.
- «100 очков вперёд». Тесты по русскому языку как иностранному. Повседневное общение. Элементарный уровень. Базовый уровень (в соавторстве с Н.Козловцевой и Е.Соловец). М., Русский язык. Курсы, 2018. – 168 с.
- «100 очков вперёд». Тесты по русскому языку как иностранному. Повседневное общение. Пороговый уровень. Постпороговый уровень (в соавторстве с Н.А. Козловцевой). М., Русский язык. Курсы, 2019. – 272 с.
Статьи
- Методический аспект мотивации при формировании коммуникативной компетенции в чтении литературы по специальности // Русский язык за рубежом, 1988, №5. – с. 68.
- О стратегии составления современных программ по русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом, 2000, №1. – с. 79-85.
- Уровни владения русским языком повседневного и делового общения: содержание и контроль (в соавторстве с Л.С. Журавлёвой, Е.М Степановой) // М., Мир русского слова, 2002, № 1.
- Сертификация уровней владения русским языком как иностранным и проблемы оценивания (на материале российской и европейской систем обучения). Сборник статей и учебных материалов «Очерки по теории и практике преподавания русского языка как иностранного». Том 2, Х Конгресс МАПРЯЛ. СПб., 2003. – с.73-105.
- Проект «Российская система тестирования по РКИ: цели, задачи и перспективы развития» (в соавторстве). Сборник Х конгресс МАПРЯЛ «Русское слово в мировой культуре». Пленарные заседания: сборник докладов. Том II, СПб., 2003. – с. 127-140.
- «Учат в школе, учат в школе…» // Русский язык за рубежом, 2006, №3. – с.4 – 35.
- В интересах взаимопонимания. К 10-летию сертификационного тестирования по программам Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина //Русский язык за рубежом, 2006, №5. – с. 108 – 115.
- Сертификационное тестирование: в интересах взаимопонимания людей (современное состояние и перспективы развития). Сборник «Русский язык и литература во времени и пространстве». ХII Конгресс МАПРЯЛ. Т.3. Шанхай (Китай), 2011. – с.467 – 473.
- Сертификационное тестирование: в интересах взаимопонимания людей. Сборник «Русский язык и литература во времени и пространстве: Сборник научных статей и докладов. К 45-летию Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина». Москва, ГИРЯП, 2011. – с.213 – 222.
- Компьютерное сертификационное тестирование: контингент, контекст, контент. Сборник «Материалы XIII конгресса МАПРЯЛ». Том 10. СПб., 2015. – с.555 – 560.
- Средства обучения в парадигме переходного периода проектирования новой образовательной среды. Сборник тезисов Международного научного симпозиума "Русская грамматика 4.0" (Москва 13-15 апреля 2016 г.). М., Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2016. – с.730 – 734.
- Сертификационное тестирование детей школьного возраста по РКИ в контексте европейской практики (в соавторстве с Н.А. Козловцевой). // Русский язык за рубежом, 2016, № 1 (254). – с. 94 – 98.
- Cертификационное тестирование по РКИ в условиях формирования новой русской образовательной среды. // Русский язык за рубежом, 2016, № 5, – с.61 – 69.
- Актуальные задачи методики преподавания РКИ в условиях формирования новой русской образовательной среды. Сборник «Динамика языковых и культурных процессов в современной России» [Электронный ресурс]. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4-8 октября 2016 года), Вып. 5. СПб., 2016 г., – с.1852 – 1857.
- Лингводидактическое описание как основа реализации уровневого подхода в системе преподавания РКИ. Сборник научных статей "Уроки русской словесности", посвященный Учителю – Митрофановой Ольге Даниловне / под ред. Л.А. Константиновой. Тула, ТулГУ, 2016. – с.153 – 158.
- Электронные приложения как инновационное средство обучения школьников. Сборник трудов конференции «Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы ХХI века. Инновации и эксперимент в образовании. М., 2017. – с. 340 – 342.
- Тестовые технологии в инновационной образовательной среде.Сборник «Преподавание русского языка как иностранного в вузе: опыт и перспективы: сборник научных статей. М. Ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. русского языка для иностранных учащихся, 2018. – с. 203 – 210
- Контроль в современной парадигме образования: необходимость и возможности. Сборник материалов конференции «Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве» (12-14 декабря 2018). Псков, Псковский Государственный Университет, 2018.
- Эволюционные процессы в тестировании по РКИ: от сертификата к технологиям. Сборник Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 15-16 февраля 2019 г. / под общ. ред. С. А. Вишнякова [Электронное издание]. М., МПГУ. – с. 176 – 179.